ОБЩЕСТВЕННОЕ
МНЕНИЕ - ПНС


34 глава.




Хорошо известно, что наша планета разделена на страны. В странах проживают люди, которых принято называть обществом. Каждый из жителей имеет определенное мнение по различной тематике: политика, экономика, культура, семья, работа, развлечения и так далее. Если задать определенные вопросы жителям страны, то выявится, что на некоторые из них ответы жителей могут совпадать на 60-70%. Это вопросы ключевые, и они являются барометром общественного умонастроения, по которым можно сделать выводы, как большинство населения оценивает свою жизнь в этой стране по отношению к политике, экономике, культуре. Это так называемое общественное мнение - важнейший показатель и индикатор общества и страны в целом. Общественное мнение существовало всегда. Выразителем его выступал король или царь. Иногда происходило наоборот: царь или король пытались навязать обществу определенное мнение. Например, что народ должен идти на войну, что война необходима, как это было в 1914 году, когда царь Николай II пытался навязать обществу России, что России необходимо вступить в Первую Мировую войну, хотя 70% населения России было против этого. Таким образом, Николай II совершил ошибку, идя против общественного мнения. Первый закон общественного мнения гласит: руководитель страны перед принятием судьбоносного решения должен изучить общественное мнение по этому вопросу. Если он получает 60% одобрения, то он может начинать действовать. Например, начать войну с другим государством или продать часть территории. При нарушении первого закона общественного мнения, как и при нарушении любого физического закона, нарушителя ждет наказание. В 1918 году царь Николай был расстрелян большевиками. Это такой же простой закон, как и закон температуры на улице. Если вы выходите на улицу, легко одевшись, когда там мороз, то ваше наказание – это болезнь.

Когда Д. Буш мл. начал войну против Ирака, он полагал, что опереться на общественное мнение Америки будет достаточно. Да, 60% американцев были «за», но Буш забыл о том, что в эпоху глобализации, когда границы между государствами стерты, и распространение информации идет мгновенно на все пять континентов. Буш-мл. собирался начать не просто локальную войну у себя на территории, как это было сделано в Гренаде или Панаме, а трансконтинентальную войну со страной, которая связана со всем остальным миром и очень удалена от Америки, находясь в Евразии. При принятии решения о начале войны в Ираке Бушу было необходимо заручиться общественным мнением стран-союзников, входящих в блок НАТО. Однако 80% жителей ключевых стран-союзников, таких как Франция и Германия, были против этой войны. Поэтому начало трансконтинентальной войны было ошибкой.

Но вернемся к истории. Важность общественного мнения понимали все ведущие мировые лидеры. Например, Гитлер. Он понимал, что перед началом войны в СССР ему нужно опираться на 70-80% поддержки своего населения. Если в начале 30-х годов общество Германии было не готово к началу войны с СССР, то после пятилетнего промывания мозгов Геббельсом и ряда сокрушительных побед Германии в Европе, 80% немцев одобряли вторжение Германии в Советский Союз. Издавна средством формирования общественного мнения были газеты и политические партии. Власть заинтересована в формировании определенных взглядов в обществе и делает определенные попытки влиять на общество с помощью газет и радио, а также с помощью партий. Партия – это пирамидальная структура, захватывающая все слои общества, объединенная строгим единоначалием. Вождь партии через своих членов и активистов влияет на общественное мнение страны, используя газеты, листовки и живую агитацию. Активисты же являются и средством обратной связи, которые докладывают вождю то, о чем думают люди.

Затем в 20-м веке появляется радио – второе по величине средство, чтобы формировать и направлять общественное мнение в ту или иную сторону. Люди покупают радиоприемники и ставят их у себя в квартире. Геббельсовская пропаганда использовала радио на полную катушку. В эпоху Гитлера появляются первые опросы общественного мнения. Опрос общественного мнения – это обратная связь власти с обществом. Власть должна знать, какой результат дает определенная кампания по формированию тех или иных убеждений, а также рейтинг средств формирования общественного мнения, чтобы эффективно вкладывать средства в партии, газеты или радио.

С возникновением радио у стран резко увеличиваются возможности формирования общественного мнения у противников, так как радио – бесконтактный и не имеющий границ способ формирования общественного мнения. Радиоволны не признают границ. Первые два способа были наиболее эффективные для формирования внутреннего общественного мнения. Радио не только способно формировать общественное мнение своей страны, но и влиять на общественное мнение чужой страны. Если в 30-40 гг. радио использовалось для формирования общественного мнения внутри своих стран, то с середины 50-х годов государство начинает активно использовать радио для влияния на другие страны. Цели этой пропаганды были совершенно очевидны: посеять сомнения в душах людей, внести так называемую правду. Одновременно с этим широкое распространение получают так называемые радиолы. Это радио и проигрыватель вместе взятые. Но влияние пластинок на общественное мнение было незначительным. Так как экспорта пластинок практически не было, а записывать на них информацию с радио было нельзя.

В послевоенное время мир разделился на капиталистический и социалистический лагеря. Государство быстро оценивает способность радио как идеологически оружие и начинает активно его использовать. Создаются радио «Голос Америки», радио «Свобода», «Немецкая волна», которые вещают на Советский союз на русском языке, высказывая действительно правду о тоталитарном режиме Советского союза и одновременно восхваляя достоинства своего общественного строя. Идеологическая машина однопартийной системы Советского союза, начиная с 50-х годов, из-за отсутствия обратной связи общества и власти отстает по сравнению с рыночной моделью. Поэтому сильного влияния на западные страны через радио Советский союз оказать не может.

Надо заметить, что в 50-е годы произошло открытие еще одного идеологического оружия, которое в настоящее время является одним из самых важных. Это мода. Мода – это некий символ поклонения людей, некий культ, который распространяется на все виды жизнедеятельности человека, начиная от одежды, косметики, музыки и так далее. Западные ученые выяснили, что радио влияя на общественное мнение другой страны, может использовать моду в своих целях. Например, моду на песни и музыкальных исполнителей. Мода основана на принципе нового и неизведанного. Поэтому когда западные радио станции стали вещать на Советский союз песнями Элвиса Пресли, Джимми Хендрикса, они быстро ощутили обратную связь и поняли, что оказывается через песню можно влиять на советское общество, которое из-за тоталитарного режима, естественно, никакого рок-н-ролла не слышала. Подобная музыка была запрещена в Советском союзе как элемент буржуазного разлагающего строя. Но зерна были посеяны в почву. И они дали всходы. Советские граждане крутили свои радиолы по ночам, чтобы услышать песни Элвиса Пресли или Джимми Хендрикса. Это было модно. А с появлением в 60-е годы магнитофонов и возможности записи этих песен на пленку, в Советском союзе начинается бум на битлов, Роулинг Стоунз и Смоуки. Мода с песен автоматически перекидывается на одежду, стиль исполнителей и страны, о которых мало говорится, и выехать туда невозможно. Одним словом, запретный плод сладок.

60-е годы ознаменовались открытием двух средств массовой информации: телевидения и магнитофонов. Это была революция в СМИ. Появилась возможность тиражирования записей, призывов, песен на пленку. На идеологическом фронте появилось два новых уникальных оружия: телевизор и магнитофон.

Но в 60-е годы радио, мода и магнитофоны по-прежнему являются основными источниками влияния на общество, которые используются в «холодной войне», так как количество телевизоров в стране относительно невысоко.

Кроме того, в 60-е годы активно развиваются еще три инструмента формирования общественного сознания: это кино, театр и эстрада. Но, так как существовал «железный занавес», то очень сложно было ими манипулировать. Поэтому в это время в кино снимаются лучшие фильмы советского периода, а в театре ставятся пьесы, воспевающие социализм.

С начала 70-х годов, когда больше половины населения страны уже имели телевизоры, телевидение выходит на первое место по управлению общественным мнением Советского Союза. Появилась возможность убеждать население, образно показывая лучшие достижения страны, передовиков, создавать образцы и культы. На экране часто можно видеть «Взлет ракеты», лица космонавтов. Таким образом, однопартийная коммунистическая система с помощью телевидения получила возможность оттянуть свой конец еще на 10-20 лет.

В то же самое время противник Советского Союза в «холодной войне» - страны НАТО увеличили количество радиостанций, вещающих на Советский Союз.

Сила, богатство и знания были и остаются основными инструментами управления общественным мнением. Резкое развитие компьютеров и других коммуникаций в западных странах подорвало контроль Москвы над умами в странах «варшавского договора». Капитализм, основанный на компьютере, осуществил качественный рывок вперед. Подтвердился факт, что в эпоху информационной науки наиболее ценным качеством развития являются именно знания. Однопартийная политическая система ограничивает разнообразие политической информации, протекающей через общество, и блокирует обратную связь. Контроль «сверху донизу» был основан на лжи и дезинформации, поскольку сообщать о плохих новостях «вверх» по линии партии было рискованно. Даже в 1986 году Чернобыльскую катастрофу в первые три дня передавали как небольшую аварию.

Любые неформальные общества и организации были незаконны. Фактически за каждым элементом проявляется устаревшее понимание знания: убеждение в том, что те, кто находятся «наверху» знают, что другим следует знать и делать. В итоге знание стало частью государственной машины. Этот блокирующий подход к знаниям затруднял экономическое развитие в эпоху компьютера. С другой стороны, Америка имела не только огромную военную мощь, но и лучшее в мире предложение власти – знание для раскрытия частной инициативы и талантов молодежи, которые давали Америке таких гениев, как Билл Гейтс и других. В Советском Союзе, напротив, власть оставалась абсолютно несбалансированной. Ее претензии на статус сверхдержавы исходили исключительно от военных. Экономика мало влияла на мировую систему. Хотя научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы были великолепны, в некоторых секторах, относящихся к обороне, но общетехнологическое ноу-хау было отсталым. За длительный период «холодной войны» страны НАТО во главе с США сбалансированной властью выиграли «гонку на выживание», а Советский Союз, сделавший ставку на силу и знания исключительно в военной сфере – проиграл.

Естественно, что использование насилия, как массового средства будет использоваться и исчезнет не скоро, так же как и богатство останется оружием власти. Знание, как источник самой высокой власти приобретает все больше значение. Рассмотрим сценарий психологической и информационной войны, разработанной и реализованной в Новейшей Истории против СССР, взятый из книги А.Конфисахора . Если рассмотреть цели и задачи ведения военных действий в традиционном понимании, то они сводятся к уменьшению географической территории противника, уничтожению вооруженных сил и военного потенциала, изменению общественного мнения и образа жизни населения, уничтожению экономического потенциала и полной зависимости от требований победившей страны. Вся жизнь побежденных строится по законам победившей страны. Если в недавней истории, достижение победы строилось на насилии и богатстве, то в настоящее время оно строится на информации и знаниях. Первая Мировая война 1914 – 1918 г.г. была последней войной старого типа, которая характеризуется схватками людей, с использованием конницы, в то время, когда танки и самолеты еще не играли существенной роли в боевых действиях и являлись скорее экзотикой, чем реальной силой. Вторая Мировая война 1939-1945 г.г. заслужила название «войны моторов». Решающее значение стали приобретать танки, самолеты, артиллерия. Третья Мировая война – «холодная» строилась по совершенно другим закономерностям и характеристикам. 18 августа 1948 года Совет по национальной безопасности США утвердил Директиву 20-1 – «Цели США в отношении России». Эта директива рассматривала войну качественного нового типа, где оружием является информация, а борьба ведется в первую очередь за целенаправленное изменение общественного сознания. Задача новой войны - внедрение в массовое общественное сознание, таких представлений об окружающем мире, которые позволили бы в дальнейшем манипулировать как населением страны, так и ее руководителями. Основное внимание необходимо уделить методам культурной экспансии. С ее помощью есть возможность достичь процесса брожения и сомнения в умах людей всего населения страны. Подобная тактика с успехом применялась римлянами – сначала «разложить» противника, а потом завоевать его. Правильно организованная пропаганда, направленная на разрушение образа врага, может для части населения превратить эту войну в войну освободительную (от коммунистов, фашистов, евреев и т.д.). Культурное проникновение в сознание должно производится масштабно, с использованием всех возможных каналов передачи информации. При этом подразумевается, что информация должна иметь выход, по меньшей мере, на каждого 6-го жителя страны. Она должна быть адресной, потому что посеять сомнения в голову всех и сразу невозможно. Основная задача заставить засомневаться каждого в отдельности и суммарно подавляющее большинство жителей страны. Проведение рейтингов каналов по действенности дало следующие результаты: телевидение, радио, мода, музыка и песни, кино, печатная продукция, театр, детские мультфильмы. Мультфильмы имеют наиболее доходчивую и привлекательную для людей с неразвитым логическим мышлением форму. Закладка информации на ПНС (память населения страны) идет на эмоциональном уровне путем копирования образа жизни и образа мысли главных героев. Достижения требуемых результатов тем выше, чем доступнее формулируется и чаще повторяется основная внушаемая мысль. Здесь работает закон повторения.

Следующий важный момент – необходимость сконцентрировать усилия на развале административных окраин, так как всякая империя сильна объединением основных составляющих сил. Но в этом же ее слабость. Поддержание порядка на множестве удаленных от цента территорий, если порядка не станет, требует огромных финансовых и силовых затрат. Необходимо использование любых мотивов, способствующих напряжению отношений между окраиной и центром: личных, национальных, религиозных, территориальных и экономических отношений. В предлагаемой ло

Сайт создан в системе uCoz